Примерно так выглядела недельная заработная плата солдата/квалифицированного рабочего в Риме во II веке нашей эры

Римский военный диплом центуриона

Умница, садист, библиотекарь

Есть такой фильм – «Хороший, плохой, злой». Там это три разных человека. А вот в нашем рассказе и умница, садист и библиотекарь – одна персона. Нам часто кажется, что человек умный и просвещённый не может быть безнадёжным злодеем. Увы, история показывает что это не так...

Жаба

Ткань ее туники затрещала и порвалась, представив на суд седовласых членов ареопага красоту, подобной которой они никогда не видели. Молодая, стройная женщина вскрикнула, тщетно пытаясь закрыться руками.

"Посмотрите же на нее! - вскричал оратор, поднимая, словно флаг, тунику, которую он только что сорвал со своей подзащитной. - Разве такая красота может быть преступной? Разве в таком храме могут таиться демоны?".

Я сделал №5 исторического журнала Historia Maximum: забирайте и читайте

Представляю Вашему вниманию новый выпуск моего авторского исторического журнала Historia Maximum.ㅤ

Максимально исторический научно-популярный цифровой журнал.
Предназначен для широкого круга читателей.
На каждой странице наше общее прошлое простым и понятным языком.
Яркие иллюстрации и инфографика помогут погрузиться в прошлое.
История совсем нескучна, красива и интересна!

• ДОИСТОРИЯ • ПЕРВЫЕ В ЕВРОПЕ •

Около 11 тысяч лет назад после того как в конце ледникового периода ледники отошли от северной Европы, на севере Германии и Польши, на юге Швеции и Норвегии, а также на всей территории Дании появились леса. Вскоре эти леса заселили пришедшие с юга охотники-собиратели. Их сообщества оставили после себя богатые археологические памятники: коллекции деревянных, костяных и роговых артефактов, а также каменные орудия и ранние попытки гончарного производства. Погребения дают информацию о жизни и смерти первых европейцев, а также свидетельствуют о все более оседлом образе жизни.

ㅤㅤ

• ИГРАЕМ В ИГРЫ • ПРОКЛЯТИЕ АВТОРА, ПОПКУЛЬТУРЫ И ФАРАОНОВ •

Я историк, защитник Истории! Настали тяжёлые времена. И теперь я должен стать орудием обозрения ради читателей. Но я не буду следить за судьбой Басима ибн Исхака на пыльных улицах Багдада. Тьма веков тянет меня назад, в куда более далёкое прошлое. Я покорюсь своему проклятию, и расскажу о чужом проклятии: о потерянных душах могучих царей Древнего Египта. Я расскажу об Assassin's Creed - Origins: The Curse of the Pharaohs.

ㅤㅤ

• СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА • ЗОЛОТОЙ УЗЕЛ ГЕРАКЛА •

Эта витиеватая и сложная греческая застежка для одежды имеет форму узла Геракла. Две перекрещивающиеся золотые петли длиной около 4 см окантованы простой и бисерной проволокой, а четыре конца увенчаны головами ревущих львов. В центре узла изображен бог любви Эрос, летящий влево с поднятыми руками и играющий на двойной трубе.

ㅤㅤ

• СРЕДНИЕ ВЕКА • ВЕДЬМА ИЗ ИФРИКИИ ПРОТИВ ВОИНОВ ИСЛАМА •

Жители средневековых Дамаска, Багдада и Каира не нуждались в уверениях, что в их краях полным-полно волшебников, ведь в более ранние времена воинам «повелителя правоверных» пришлось сражаться с могучей царицей Ифрикии Дихьёй аль-Кахиной. В одной из битв она применила магию и двинула в сторону арабов стену огня – по крайней мере, так записали предания арабские историки в XIV веке. Попробуем разобраться, что же стояло за легендой о Кахине, и насколько она соответствовала реальной истории завоевания арабами Северной Африки.

ㅤㅤ

• РАЗЯЩАЯ СТАЛЬ • ЯТАГАН МАСТЕРА ТЕКЕЛЮ •

Этот прекрасный пример роскоши и утонченности османского придворного искусства был изготовлен по образцу личного ятагана могущественного османского султана Сулеймана Великолепного придворным ювелиром иранского происхождения Ахмедом Текелю в 1526-27 гг.

ㅤㅤ

• ТАКОЕ КИНО • ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ •

Большая часть слушателей Бетховена никогда не слышала ни одной ноты другого, ныне всемирно известного, композитора Иоганна Себастьяна Баха, который (после своей смерти в 1750 году) оставался в безвестности десятилетиями. Проходили целые столетия, когда люди смотрели на фигуры на картинах Эль Греко и ничего не чувствовали. Наши предки жили и умирали глухими к достижениям многих героев нынешних художественных справочников и энциклопедий.

ЗАБЕРИТЕ СВОЙ ЭКЗЕМПЛЯР (PDF, 47Mb):

"Как предки человека занимались сексом?" (Станислав Дробышевский на RTVI)

Иерихон - древнее некуда или наши первые шаги к цивилизации

Как 14 000 лет назад охотники и собиратели попали в «ловушку оседлости» Плодородного полумесяца в самом древнем непрерывном поселением во всей истории человечества: переход к земледелию, первый зафиксированный в камне секс, грандиозная башня, оштукатуренные черепа, процветание и падение колыбели нашей цивилизации.

Основание Иерихона 14 000 лет назад стало результатом тех же географических и биологических факторов, которые привели к самой значительной революции во всей истории человечества - появлению сельского хозяйства.

Чтобы напомнить, насколько революционным был этот переход, давайте рассмотрим ситуацию примерно 15 000 лет назад. К тому времени люди заселили все континенты земного шара, кроме Антарктиды. Каждый человек, где бы он ни жил, выживал благодаря добыче пищи, также известной как охота и собирательство.

Люди изобрели широкий спектр методов выживания, приспособленных к различным условиям окружающей среды от пустынь Австралии до арктических льдов.

Между 11 000 и 10 000 лет назад начали появляться новые способы жизни и технологии, связанные с земледелием. Земледелие в конечном итоге дало людям доступ к большему количеству пищи и энергии.

Мы стали быстрее размножаться и жить в больших сообществах, таких как деревни, поселки и, в конце концов, города. Эти процессы привели к совершенно новому уровню сложности человеческого существования.

Переход к сельскому хозяйству стал первым шагом в культурной революции, которая полностью изменила человеческие общества и вывела наш вид на путь, который быстро привел к поразительной сложности современного мира.

Одним из самых значительных шагов на ранних этапах этого процесса было возникновение крупных поселений, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон.

Из всех факторов, которые помогают объяснить переход к земледелию и появление крупных поселений, наиболее важным является изменение климата в конце последнего ледникового периода. Только с окончанием последнего ледникового периода в начале эпохи голоцена, около 13 000 лет назад, в археологической летописи появляются первые свидетельства земледелия. Условия были более теплыми и стабильными, а целые ландшафты преобразились.

Леса распространились по степям, вытеснив пасшиеся там крупные виды животных, таких как мамонты и бизоны. По мере того как стада этих крупных животных, на которых люди охотились десятки тысяч лет, мигрировали на север, сообщества стали зависеть от более мелкой дичи, такой как кабан, олень и кролик, а также от новых корневых и семенных растений.

Эти изменения были особенно заметны в Плодородном полумесяце - области, которая тянется на север вдоль побережья восточного Средиземноморья, на восток через горы Турции и северного Ирака, а затем на юг вдоль возвышенности между Ираком и Ираном. По всему Плодородному полумесяцу изменение климата способствовало распространению мелкой дичи и теплолюбивых злаковых трав. Изобилие было особенно велико в тех регионах, где были хорошие запасы воды. Эти же места привлекали и людей. Самой важной из групп, привлеченных изобилием Плодородного полумесяца, были натуфийцы.

Примерно 11 000 лет назад некоторые группы людей начали вести менее кочевой образ жизни, став, по крайней мере, "частично" оседлыми. Для этого было две основные причины: изменение климата и давление местного населения. С приходом более стабильного климата в конце последнего ледникового периода появились регионы природного изобилия, где могло поселиться большое количество людей.

Эти люди не занимались земледелием, а жили за счет богатых природных ресурсов земли. Эти сообщества продолжали жить охотой и собирательством, там где достаточно ресурсов, чтобы осесть и остаться на одном месте. Натуфийцы начали заселять таким образом западную часть Плодородного полумесяца (современные Израиль, Иордания, Ливан и Сирия) чуть более 14 000 лет назад.

Свидетельства о натуфийской культуре впервые появились в 1928 году благодаря открытиям, сделанным на севере Израиля в месте под названием Вади-эн-Натуф (отсюда и название "натуфийцы"). Мы знаем, что они жили в деревнях, собирали дикие злаки и охотились на газелей.

Орудия труда натуфийцев не были более сложными, чем у других собирателей, но более интенсивное использование каменных серповидных лезвий для сбора большого количества дикорастущих зерен свидетельствует о серьезных изменениях в практике сбора пищи. Собранное ими зерно также подвергалось гораздо более высокой степени обработки, чем когда-либо прежде. Многие натуфийские поселения показывают, что ступки и ручные жернова были дополнены гораздо более крупными трубчатыми ступами, выбитыми глубоко в скале.

Строительство кладбищ также отделяет натуфийцев от их современников, поскольку свидетельствует о более сложных сообществах с социальной иерархией. Некоторые люди были похоронены с личными украшениями, такими как шапочки, браслеты и бусы, которые выглядят как индикаторы их высокого статуса. Стоит также отметить, что лишь незначительное меньшинство населения было выбрано для церемониального захоронения, что подкрепляет идею о том, что натуфийское общество было более социально стратифицированным, чем любое более раннее человеческое сообщество.

Изображение 2.
Голова статуэтки «предка»
Докерамический неолит В, ок. 7000 года до н.э.
Ближний Восток, Иудейская пустыня, Иерихон
Гипс и пигменты, размеры: 22,5 см x 15 см
Музей Израиля, Иерусалим

..............................................................................................................................................................................

Доказательства того, что рацион натуфийцев состоял в основном из зерновых культур, были обнаружены на городище Айн-Маллаха в Сирии. Скелетные останки показали, что большинство жителей страдали от гнилых зубов в результате употребления слишком большого количества ячменя и пшеницы. Айн-Маллаха также показывает, что богатая кормовая база приводила к росту численности населения.

Хотя по сегодняшним меркам круглогодичное население поселения, составлявшее 200-300 человек, может показаться крошечным, это была одна из крупнейших человеческих общин, существовавших до того времени. Это говорит нам о том, что одним из важнейших последствий изобильного питания было то, что демографическое давление заставляло людей создавать более плотные поселения.

К 10 000 году до н.э. люди заселили большую часть этого региона, и в некоторых районах уже не хватало места. Поскольку каждой группе приходилось выживать за счет все меньших и меньших участков земли, эти сообщества оказались в так называемой "ловушке оседлости". Традиционный кормовой образ жизни почти всегда кочевой, требующий постоянной миграции, поэтому требовалось сохранять небольшую численность населения.

Мигрирующим группам невозможно содержать слишком много младенцев или менее подвижных пожилых членов. Для выживания необходимо было не только естественное ограничение рождаемости, но и уничтожение нежелательных младенцев и стариков, чтобы сохранить устойчивость популяции.

Когда группы, подобные натуфийцам, решили остаться на одном месте все изменилось. Больше не существовало прежних ограничений на численность населения. Пожилых членов общины не нужно было бросать; можно было содержать больше детей.

В результате это привело к проблеме перенаселения. Собственно, именно это мы и находим на большинстве натуфийских стоянок - явные свидетельства демографического давления.

В конце концов, стало слишком много ртов, чтобы прокормить их с помощью прежних кормовых методов. Так археологи обнаружили на стоянке Айн-Газаль в окрестностях Аммана в Иордании быстрый четырехкратный рост населения около 9 000 лет назад.

Изображение 3.
Любовники из Айн Сахри

Скульптура обнимающихся людей на кальцитовом булыжнике. Пара изображена лицом к лицу, один обнимает другого, который сидит у него на коленях за плечи. Головы разделены канавкой в контуре камня. Хотя черты лица не показаны, губы, очевидно, соприкасаются. Руки одной фигуры согнуты в локтях и обхватывают противоположную фигуру так, что запястья соприкасаются чуть ниже плеч. Колени этой фигуры согнуты вверх, так что ягодицы и область не изображенных ступней образуют основание скульптуры. Ягодицы обнимаемой фигуры указаны над ступнями другой, а колени подняты так, что голени простираются вокруг талии, предполагая генитальный контакт. В профиль у фигур конические головы, шеи отсутствуют, а спины дугообразно изогнуты друг к другу. Оригинально, что рельеф, изображающий нежные объятия, также намеренно фаллический во всех аспектах.

Ближний Восток, Левант, пещера Айн Сахри вблизи Вифлеема
древнейшее известное изображение совокупления людей
Натуфийская культура, ок. 9000 до н.э., камень кальцит
Коллекция Британского музея в Лондоне

..............................................................................................................................................................................

Это создало настолько сильное давление, что предпринимались все более отчаянные и экологически неустойчивые попытки увеличить запасы продовольствия. В результате в Айн-Газале и многих других местах группы людей были вынуждены покинуть поселение, чтобы попытаться выжить в других местах.

Однако в других местах жители научились одомашнивать определенные виды растений и животных и увеличивать их производство за счет полномасштабного земледелия. Сельское хозяйство оказалось способным поддерживать гораздо большее население. Одним из таких мест был Иерихон.

Конечное значение этого перехода к земледелию заключается в том, что оседлость привела к созданию более крупных поселений, пока впервые не появились города, государства и империи. Но города и государства возникли лишь в немногих регионах, которые обладали достаточно благоприятными экологическими факторами, чтобы позволить создать эти крупные сообщества.

Вместо того чтобы считать возникновение городов и государств неизбежным результатом, мы должны сосредоточиться на конкретных природных причинах, которые позволили некоторым поселениям продолжать расти, пока они не превратились в города.

Изображение 4.
Этот небольшой кусочек кремня был ключевым элементом успешного сельскохозяйственного сезона. Зерно было основным продуктом экономики, так как хлеб, приготовленный из зерна, употреблялся ежедневно.

Для жатвы пшеницы или ячменя использовали серпы, сделанные из кремня и дерева. Вручную обработанные осколки кремня, такие как этот, вставлялись в деревянный черенок и закреплялись клеем.

Пластина или отдельные зубцы кремня обеспечивали острый край для срезания стеблей зерна. При использовании кремень изнашивался и приобретал блестящий блеск. Кремневые вставки можно было затачивать или заменять по мере необходимости. Причина использования кремня, была многогранной и включала такие соображения, как его изобилие, простота изготовления, главное способность срезать колосья.

Лезвие-микролит для серпа
Керамический неолит
Ближний Восток, Иерихон
Кремневая пластина
Музей Израиля, Иерусалим
Д. 6,3 Ш. 1,4 В. 0,6 см, вес 8,1 г.

..............................................................................................................................................................................

Есть много примеров посёлков, которые действительно выросли особенно большими, хотя причины этого не всегда ясны. Некоторые из них могли стать важными ритуальными центрами, имевшими большое духовное значение.

Другие имели доступ к важным ресурсам, таким как соль, или стали важными центрами обмена, поскольку контролировали торговлю ценными товарами или занимали стратегически важное место на важных путях. Иерихон оказался удивительно устойчивым, потому что пользовался несколькими из этих преимуществ, а главное - очень благоприятной окружающей средой.

Иерихон расположен в долине реки Иордан в современной Палестине. Находясь на высоте 250 м ниже уровня моря, Иерихон является самым низинным на Земле. Город известен в иудео-христианской традиции как место, где израильтяне вернулись из рабства в Египте под предводительством Иисуса Навина. Согласно Библии, стены Иерихона рухнули после того, как израильтяне разразились разрушительным звуком труб из бараньего рога. Но еще большее значение в истории этого древнего города имеют природные стены, окружавшие Иерихон.

Геологические стены Иерихона были созданы в результате сейсмографической активности, настолько интенсивной, что она пробила огромный разлом в земной коре, простирающийся от Палестины до северо-восточной Африки.

Иерихон лежит глубоко в Иорданской рифтовой долине, тектонической особенности, образованной разломом вдоль границы между Африканской и Аравийской плитами. В результате разлома, открывшегося между этими двумя плитами, земля опустилась на почти километр, опустившись в итоге на 274 метра ниже уровня моря. На этой поразительно низкой высоте натуфийцы основали поселение, которое стало Иерихоном около 14 000 лет назад.

Но что привлекло людей в это конкретное место? Река Иордан - единственный крупный источник воды, впадающий в Мертвое море, а Иерихон расположен всего в 3 км к западу от реки, примерно в 15 км к северу от Мертвого моря. Город хорошо защищен горой Нево на востоке и Центральными горами на западе. Эти геологические объекты образуют естественную защиту, поскольку возвышаются над городом.

Расположение Иерихона в центральной части Палестины также идеально подходило для контроля путей вверх и вниз по этой естественной долине. На протяжении всей истории города эти географически-стратегические преимущества делали его предметом зависти и желанным владением для целого ряда захватчиков, многие из которых видели в Иерихоне ключ к контролю над Палестиной.

Самым значительным преимуществом Иерихона был доступ к надежным источникам воды. Этот важнейший ресурс, необходимый для выживания в суровых условиях пустыни, объясняет древнее происхождение и долгую историю города. Иерихон расположен в оазисе и поддерживается удивительно надежным подземным источником воды, известным как Айн-эс-Султан. Он никогда не пересыхал в течение 14 000 лет непрерывного проживания людей.

Каждую минуту из источника вытекает почти 4 000 литров пресной воды. Ранние фермеры быстро разработали систему ирригационных каналов, чтобы направить этот драгоценный ресурс на окружающие сельскохозяйственные угодья, состоящие из очень плодородной аллювиальной почвы. Именно это почти уникальное сочетание природной защиты, стратегического расположения, богатой почвы, обильного солнечного света и, самое главное, воды, сделало Иерихон таким привлекательным и устойчивым местом для земледельцев и фермеров на протяжении многих тысяч лет. Когда мы суммируем этот список преимуществ, становится неудивительно, что Иерихон имеет такую долгую и богатую историю.

Изображение 5.
Пшеница эммер или пшеница с шелухой - это разновидность остистой пшеницы. Дикий эммер произрастает в диком виде на Ближнем Востоке. Принципиальная разница между диким и домашним эммером заключается в том, что созревшая семенная головка дикого растения осыпается и разбрасывает семена по земле, в то время как у одомашненного эммера семенная головка остается целой, что облегчает человеку сбор зерна.

Спелый эммер
Фото Джонатана Питерсона

..............................................................................................................................................................................

Археологи обнаружили не менее 20 последовательных слоев поселений на месте Иерихона. Британский археолог Кэтлин Кеньон была первой, кто провел масштабные исследования с использованием современных методов еще в 1950-х годах.

Она искала город бронзового века, названный в Библии «городом пальм», но ее раскопки быстро обнаружили доказательства существования поселения за много тысяч лет до бронзового века. Она искала следы Бога, а нашла место рождения нашей цивилизации.

Траншеи археологов достигли остатков раннего земледельческого поселения площадью около половины гектара, датируемого примерно 9600 годом до нашей эры. Продолжение раскопок выявило еще более ранние слои, доказав, что место было впервые занято, скорее всего, натуфийцами, еще 12 000 лет до нашей эры. Таким образом, Иерихон оценили как самое древнее непрерывное поселение во всей истории человечества.

Археологические находки показывают, что здешние ранние земледельцы научились одомашнивать местную дикую пшеницу двузернянку (полба, эммер) и ячмень.

Наличие этих двух злаков является еще одним значительным биологическим преимуществом этого региона. Из сотни или около того одомашненных растений, от которых сегодня зависит жизнь человека, пшеница является одним из самых важных.

Одомашненная пшеница двузернянка быстро распространилась из Плодородного полумесяца по всей Западной Азии, пока в бронзовом веке ее не заменила пшеница обыкновенная.

Сегодня наша планета ежегодно производит более 620 миллионов тонн пшеницы, обеспечивая примерно пятую часть всех калорий, потребляемых членами человеческого сообщества.

За тысячу лет между 8350 и 7350 годами до нашей эры местечко Иерихон превратилась в протогород, в котором проживало около 3000 земледельцев. Последующие жители научились одомашнивать овец, а также разработали некие сложные религиозные культы с традицией сохранения человеческих черепов.

Всего было найдено десять оштукатуренных человеческих черепов. Кеньон обнаружила семь из них в тайнике, заложенном в середине периода докерамического неолита В, под оштукатуренным полом. Два других были найдены в 1956 году, а десятый - в 1981 году.

Оштукатуривание человеческих черепов - это ритуальная практика поклонения предкам, известная из других мест среднего докерамического неолита В, таких как Айн Газаль и Кфар Ха-Хореш. После смерти человека (как мужчины, так и женщины) голову отнимали и хоронили.

Позже шаманы раскапывали черепа и моделировали черты лица, такие как подбородок, уши и веки, из гипса, помещая раковины в глазницы. Некоторые черепа имеют до четырех слоев гипса, оставляя верхнюю часть черепа голой.

Более поздние земледельческие общины были более социально сложными и лучше скоординированными, чем их предшественники. Теперь жители жили в зданиях прямоугольной формы, построенных из глинобитных кирпичей на каменном фундаменте.

В каждом из этих зданий было несколько комнат, расположенных вокруг центрального двора. Одна комната обычно была больше, а остальные были маленькими и, вероятно, использовались для хранения вещей. Возможно здесь мы нашли ранний храм. Одна особенно большая комната содержала нишу в стене для какого-то священного предмета - возможно, столба из вулканической породы, который нашли неподалеку.

Изображение 6.
Люди изобрели гипс в эпоху неолита путем обжига известняка. Этот новый материал использовался в повседневной жизни и в культовых практиках. Тогда же появилась новая традиция - покрывать гипсом черепа умерших, которые снимали после погребения, когда плоть разлагалась. Лицо лепили на череп с помощью гипса, а в качестве глаз ставили раковины и замазывали битумом. Эти черепа хранились в домах, поэтому они могут представлять культ предков.


Предписьменный неолит В, 8800-6900 гг. до н.э.
Из Иерихона
Иорданский музей, Амман, Иордания

..............................................................................................................................................................................

Башня Иерихона, является определяющим элементом его архитектуры периода докерамического неолита и символом протогорода. Строение находится на западной окраине поселения, отделенная от него рвом и стеной.

Ещё Кеньон предположила, что она была частью оборонительных сооружений города. Вероятно, что башня была древней астрономической обсерваторией, одной из самых ранних из известных.

Иерихонская башня построена между 8 300-7 800 гг. до н.э. из концентрических рядов неотесанного камня. Она имеет слегка коническую форму с диаметром основания около 9 м и диаметром вершины около 7 м. Высота 8,25 м от основания.

При раскопках часть башни была покрыта слоем штукатурки. Во время использования башни, возможно, была полностью оштукатурена. У основания башни короткий проход ведет к закрытой лестнице. В проходе была обнаружена группа захоронений, но они были устроены уже позднее времён использования здания.

Внутренняя лестница имеет по меньшей мере 20 ступеней, состоящих из гладко обтесанных каменных блоков, каждый шириной ок. 75 см. Проступи лестницы имеют глубину 15-20 см, а каждая ступенька возвышается почти на 39 см.

Наклон лестницы составляет около 60 градусов, что намного круче, чем у современных лестниц, которые обычно колеблются в пределах 30 градусов. Лестница покрыта массивными наклонными каменными блоками размером 1 x 1 м.

Внешняя лестница на вершине башни открывается на восток, и 10 000 лет назад в день летнего солнцестояния зрители могли наблюдать отсюда закат над горой Курунтул в Иудейских горах. Вершина горы Курунтул возвышается на 350 м выше Иерихона и имеет коническую форму.

Археологи, работающие в этих более поздних слоях, обнаружили сельскохозяйственные орудия, такие как лезвия серпов, топоры и точильные камни; сосуды для еды, включая блюда и миски, сделанные из известняка; прядильные мотки и грузила для ткацкого станка; и необычные гипсовые человеческие фигуры в натуральную величину, которые, должно быть, были связаны с какой-то религиозной практикой.

Изображение 7.
Раскопанные остатки легендарной башни Иерихона, ок. 8000 г. до н.э.
В правом нижнем углу. Разрез холма до нулевого уровня.
Фото Дэниеля Кейса, 2016 год.

..............................................................................................................................................................................

После более чем 10 000 лет развития Иерихон достиг своего апогея в бронзовом веке, между 1700 и 1550 годами до нашей эры. В эпоху широко распространенных военных конфликтов на большей части Палестины, или «земли Ханаана», основой обороны была массивная каменная стена.

Но даже она не была достаточно прочной, чтобы предотвратить катастрофу. Свидетельства убедительно показывают, что около 1550 года до н.э. древний город Иерихон был разрушен.

Уже более века археологи и библейские историки спорят о том, может ли это разрушение быть свидетельством Иерихонской битвы. Эта битва описана в Книге Иисуса Навина как первое сражение израильтян в их кампании по завоеванию Ханаана.

Согласно библейскому рассказу, воинство Иисуса Навина маршировала вокруг городских стен в течение семи дней. На седьмой день священники затрубили в трубы из бараньего рога, израильтяне издали мощный боевой клич, и стены Иерихона рухнули, убив всех мужчин, женщин и детей в городе.

По библейской хронологии, эта битва должна была произойти в 1400 году до н.э., но современные археологи датируют разрушение Иерихона на полтора века раньше. Из-за этого несоответствия современные ученые отвергают историческую достоверность Иерихонской битвы, но библейские историки отстаивают ее истинность.

Изображение 8.
Историческая реконструкция города Иерихон в позднем бронзовом веке

..............................................................................................................................................................................

Несмотря на это бедствие, в последующие века Иерихон возродился. К восьмому веку до нашей эры он пал под ударами ассирийцев. Могущественный вавилонский царь Набу-кудурри-уцур II (Навуходоносор) также завоевал землю Израиля и отправил десятки тысяч жителей в изгнание. Но изгнанники были освобождены персидским царем Киром Великим и город стал административным центром персов.

Спустя три века римляне передали контроль над Иерихоном древнееврейскому царю Ироду Великому. При Ироде город процветал как центр, а также как зимний курорт для иерусалимской аристократии. В первом веке новой эры греческий географ Страбон так описывал преимущества города: «Иерихон окружен гористой местностью, которая склоняется к нему, как театр. Он богат всеми видами культурных и плодовитых деревьев, хотя в основном состоит из пальм. Он повсюду орошается ручьями.»

После падения Иерусалима под натиском римлян в 70 году н.э., Иерихон вступил в период упадка, хотя и оставался важным местом паломничества христиан в византийский период. В седьмом веке Иерихон стал частью обширного мира ислама, и мы имеем еще одно описание достоинств города, написанное арабским географом X века Аль-Макдиси: «Вода в Иерихоне считается самой лучшей во всем исламе. Бананы в изобилии, а также финики и цветы с душистым запахом».

Во время крестовых походов христиане занимали город, пока их не изгнал Саладин. В течение долгого правления османов, с 1517 по 1918 год, Иерихон постепенно сократился до размеров деревни и регулярно подвергался набегам бедуинов. В 20 веке в разное время контролировался Великобританией, Иорданией, Израилем и палестинцами. Сегодня Израиль и Палестинская автономия продолжают спорить о статусе Иерихона, и будущее города неясно.

Изображение 9.
Иерихон многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм»

..............................................................................................................................................................................

История Иерихона богата и сложна, в ней присутствует тот же парад триумфов и трагедий, что и во многих других древних городах. Но статус Иерихона как самого древнего города на Земле делает его уникальным. В конце последнего ледникового периода Плодородный полумесяц обладал целым рядом природных преимуществ, что объясняет не только возникновение сельского хозяйства, но и первых деревень, поселков и протогородов.

Эти же преимущества географии, флоры, фауны и климата позволили натуфийцам основать небольшую общину в глубине тектонического разлома Иорданской рифтовой долины, окруженную естественными оборонительными стенами, благословленную богатой почвой и бесконечными запасами пресной воды, которая легко превратилась в процветающую сельскохозяйственную общину.

Древняя хронология Иерихона

10 800 - 8 500 лет до н.э. Натуфийский период. Оседлые охотники-собиратели, жившие в больших полуподземных овальных каменных сооружениях.

8 500 - 7300 гг. до н.э. Докерамический неолит A. Овальные полуподземные жилища в деревне, торговля на дальние расстояния и выращивание одомашненных культур, строительство первой башни (4 м высотой) и оборонительной стены по периметру.

7 300 - 6 000 гг. до н.э. Докерамический неолит В. Прямоугольные дома с красно-белыми крашеными полами, с тайниками с оштукатуренными человеческими черепами.

6 000 - 5 000 гг. до н.э. Ранний неолит. В это время Иерихон был в основном заброшен.

5 000 - 3 100 гг. до н.э. Средний/поздний неолит. Небольшое поселение.

3 100 - 1 800 гг. до н.э. Ранний/средний бронзовый век. Построены мощные оборонительные стены, прямоугольные башни 15-20 м в основании высотой 6-8 м, обширные кладбища. Иерихон разрушен разрушен в конце периода.

1 800 - 1 400 гг. до н.э. Поздний бронзовый век. Ограниченное поселение. После позднего бронзового века Иерихон потерял свою значимость, но сохранился как населённый пункт.

Максим Ферапонтов для журнала ВЕК БРОНЗЫ №4

Превращаю Ваши донаты в новые статьи.
Собираю статьи в новые журналы.
Бесплатные исторические журналы для Вас!

300 спартанцев: как это было на самом деле

Мало какое историческое событие столь известно и в то же время окружено таким большим количеством мифов и заблуждений, как битва в Фермопильском ущелье. Неоднократно приходилось слышать мнение, что в этой битве 300 героических спартанцев на протяжении нескольких дней сдерживали пятимиллионную армию персов (одно из нелепейших заблуждений Геродота, однако при этом одно из самых живучих), и только предательство привело спартанцев к гибели.



Согласно другому мнению, спартанцы во главе с царем Леонидом пожертвовали собой, чтобы дать Элладе время подготовиться к вторжению. Действительность же, как это часто бывает, выглядела абсолютно по другому…

Поражение при Марафоне не заставило персов отказаться от мысли завоевать Элладу. Но приготовление к новому вторжению затянулась на 10 лет. Смерть в 486 г. до н. э. персидского царя Дария I привела к обычной для восточных деспотий борьбе за власть и другим неурядицам в виде восстаний покоренных народов. Преемнику и сыну Дария Ксерксу потребовалось для решения этих проблем несколько лет. И когда новвый царь укрепил свою власть, то немедленно вернулся к старой идее.

На подготовку к великому вторжению ушло почти 2 года. К началу 480 г. до н. э. основные приготовления были закончены. К побережью Малой Азии подтянулся огромный флот (1207 кораблей), а в Сардах, столице Лидийской сатрапии, собралось сухопутное войско, которое состояло из представителей различных племен и народов, и все со своим вооружением.

Прибыл сюда и сам Ксеркс со своей гвардией – 10 000 «бессмертных». Так этих царских телохранителей называли потому, что численность их отряда всегда оставалась неизменной: на место убитого или умершего немедля принимали нового гвардейца.

Геродот, сообщая о численности собранного Ксерксом воинства, писал, что для похода на Элладу Ксеркс собрал более пяти миллионов человек, из них 1 700 000 составляли воины. Эта цифра абсолютно нереальная, и объяснить ее возможно лишь тем, что у страха глаза велики, а страх тогда в Элладе царил небывалый.

На самом деле персидское войско едва ли могло насчитывать более 200 000 человек. Большее количество попросту не могло бы прокормиться, и для него не хватило бы питьевой воды во всех реках и водоемах, которые должны были встретиться по пути. Следует заметить, что и из этих 200 000 не больше половины (а скорей треть) были настоящими воинами, остальные представляли многочисленную обслугу, обозников, строителей.

Тем не менее, и такое войско в значительной степени превышало силы не только любого из греческих полисов, но и всех их вместе взятых. А если учесть, что как раз этого единения среди греков и не было, следует признать, что силы Ксеркса были чрезвычайно велики и опасность для Эллады была в действительности грозной.

480 год до н. э. — огромное персидское войско во главе с царем Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт (ныне Дарданеллы). В самом узком месте пролива, который отделяет Азию от Европы, финикийские строители соорудили хитрый мост, соединивший оба берега: поставили борт о борт корабли, положив сверху настил. Однако разыгрался шторм, и от моста остались одни щепки.

Разгневанный Ксеркс велел казнить строителей, а море высечь плетьми и опустить в него оковы, чтобы впредь оно не дерзало противиться его воле. После чего выстроили новый мост, намного прочней прежнего, и по нему персидское войско двинулось в Европу. Переправлялись без перерыва 7 дней и ночей.

Греки выслали войско – около 10 000 гоплитов – чтобы задержать персов на дальних подступах к Пелопоннесу. Вначале союзное войско хотело сдержать Ксеркса на северной границе Фессалии с Македонией, однако после оно отошло на Истмийский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с Балканами.

Но в таком случае многие из греческих городов на материке оказались бы беззащитны, и в итоге войско перешло к Фермопилам, узкому проходу в горах, ведущему из Фессалии в Среднюю Грецию. Вместе с этим греческий флот в количестве 271 триеры стал заслоном для персидской флотилии неподалеку от Фермопил, у мыса Артемисий.

Описание Фермопильского ущелья есть у Геродота. «Так, у селения Альпены за Фермопилами есть проезжая дорога только для одной повозки… На западе от Фермопил поднимается недоступная, обрывистая и высокая гора, простирающаяся до Эты. На востоке же проход подходит непосредственно к морю и болотам. В ущелье этом построена стена, а в ней когда-то были ворота. Древняя стена была построена в стародавние времена и от времени большей частью уже разрушилась. Эллины решили теперь восстановить стену и этим преградить варвару путь в Элладу».

Греческое войско состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооруженных воинов-гоплитов, посланных в качестве передового заслона, пока города собирали ополчения. При Фермопилах собралось до 6 000 гоплитов; спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид, сын Анаксандрида. Он же считался и главнокомандующим всего эллинского войска.

Следует заметить, что эти 6 000 тяжеловооруженных воинов отнюдь не составляли все греческое войско. Из различных источников можно узнать, что в войске было до 1 000 спартанских периэков (неграждан), а на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 рабов-илотов, которых использовали в качестве легковооруженных воинов. Возможно предположить, что и в отрядах других полисов было немало воинов, не вошедших в приводимое Геродотом число гоплитов.

По современным оценкам, количество греческих воинов, собравшихся для обороны Фермопильского прохода, могло доходить до 20 000 человек. Армию персов современные историки оценивают в 70 000. Потому ни о каком сто– или тысячекратном превосходстве персов не могло быть и речи.

Греки разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход. Стена эта представляла из себя невысокую баррикаду, которая была выложена из тяжелых камней. Персидское войско остановилось у города Трахина перед входом в Фермопилы. Один местный житель, рассказывая эллинам о многочисленности варваров, добавил, что «если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдет затмение солнца».

В ответ спартанец Диенек беззаботно пошутил: «Наш приятель из Трахина принес прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени» (в некоторых из источников это высказывание приписывают самому царю Леониду).

Ксеркс выжидал 4 дня, а на 5-й отправил наиболее боеспособные отряды из урожденных мидян и персов на штурм. Согласно данным историка Диодора, царь отправил в первой волне атакующих тех воинов, чьи близкие родственники погибли за 10 лет до того в Марафонском сражении.

Греки встретили их в теснине лицом к лицу, тем временем как другая часть воинов оставалась на стене. Греки притворно отступали, но затем разворачивались и контратаковали расстроенные отряды персов. Потом персидский царь сменил мидян на киссийцев и саков, славных своей воинственностью.

Воины Ксеркса, в более легком вооружении и не имея строевой подготовки, подобной греческой, не могли прорвать плотную фалангу противника, укрывшуюся за сплошной стеной больших щитов. Перед наступлением вечера в бой пошла гвардия Ксеркса, воины из отряда «бессмертных». Но и они отступили после непродолжительной схватки.

На второй день царь персов послал в бой воинов, известных своей отвагой (в основном карийцев), с обещанием хорошей награды за успех и смерти за бегство с поля боя. Второй день также прошел в бесплодных атаках. Персы сменяли атакующие отряды; греки, в свою очередь, сменяли в сражении друг друга.

Ксеркс не знал, что предпринять дальше, когда к нему обратился некий местный житель, Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) – 1 000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 000 под командованием Гидарна скрытно шел всю ночь, а к утру внезапно обрушился на фокийцев. Загнав их на вершину горы, Гидарн продолжил движение в тыл эллинам, охраняющим Фермопилы. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном маневре персов; об этом же греков предупредил еще ночью перебежчик из персидского лагеря по имени Тиррастиад.

Союзники разошлись во мнении. Большинство, подчиняясь воле обстоятельств, отправились по своим городам. Остались лишь 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев под командованием Демофила, сына Диадрома, и 400 фиванцев под начальством Леонтиада, сына Евримаха.

Численность воинов в отрядах указана на начало битвы при Фермопилах, но за два дня боев греки понесли ощутимые потери. Феспии и Фивы – города в Беотии, через которую неизбежно пролегал путь войска персов, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.

Геродот писал свой исторический труд в пору вражды Фив с Афинами, потому он не упускает случая выставить фиванцев предателями Эллады и сообщает, что фиванский отряд был удержан Леонидом против их воли в качестве заложников. Но эту версию Геродота опровергает как судьба отряда, так и сама логика войны.

Рассчитывая не на победу, но только на славную смерть, оставшиеся греки приняли бой в отдалении от прежнего места, там, где проход расширялся. Но, даже там персы не могли развернуться и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. У спартанцев копья были сломаны, они разили врага короткими спартанскими мечами в тесной рукопашной.

В бою пал Леонид, у персов погибли Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив приближение с тыла персидского отряда, ведомого Эфиальтом, греки отступили к стене, а потом, миновав ее, заняли позицию на холме у выхода из Фермопил. Со слов Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен: этим, они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Спартанцы и феспийцы приняли последний бой. Персы расстреливали последних героев из луков, забрасывали их камнями. По свидетельствам Геродота, при этом отличились доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон, феспиец Дифирамб.

Из 300 спартанцев в живых остался только Аристодем, который из-за болезни был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не говорил с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. Со временем Аристодем искупил несуществующую вину своей героической гибелью в битве при Платеях. По слухам, в живых остался еще один спартанец, по имени Пантит, который был отправлен гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.

Диодор представляет последний бой 300 спартанцев в легендарном виде. Они будто бы напали на персидский лагерь еще затемно и перебили множество персов, стараясь в общей суматохе поразить самого Ксеркса. Только когда рассвело, персы заметили немногочисленность отряда Леонида и забросали его копьями и стрелами с расстояния.

Царь Ксеркс лично осмотрел поле боя. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 000 персов и 4 000 греков, включая спартанских илотов. Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой.

Я сделал исторический журнал ВЕК БРОНЗЫ. Номер №3. Забирайте свои экземпляры

ВЕК БРОНЗЫ, №3 (декабрь 2022 года) - цифровой исторический журнал в формате PDF.

История колыбели человеческой цивилизации на 43 страницах.

Бронза была одним из первых искусственных материалов. Бронзовый век превратил небольшие поселения Плодородного Полумесяца в первые цивилизации. Шумерская и египетская, ханаанская и хеттская, минойская и микенская и другие культуры вошли в историю в IV-II тысячелетии до нашей эры в бронзовом веке.

Наш журнал расскажет вам о древних временах, когда египетские фараоны стремились превзойти грандиозные сооружения своих предшественников, шумерские писцы сочиняли эпические легенды о подвигах Гильгамеша, колесничие Синташты сражались за Южный Урал, а минойские корабли перевозили товары и идеи между странами и народами.

Мы поведаем вам о нашем общем прошлом и наследии всего человечества, о бронзовом веке:

  • Элам - Расшифрована линейная письменность;

  • Древний Египет - Плотницкое дело;

  • Катна - Сокровища царской гробницы;

  • Джирофт - Затерянная цивилизация;

  • Ханаан - Алфавит и элитный гребень от вшей;

  • Киклады - Дворец в Даскалио и убитые идолы.

ЗАБЕРИТЕ СВОЙ ЭКЗЕМПЛЯР ПРЯМО СЕЙЧАС:

Забрать выпуск №1 в формате pdf можно здесь

Забрать выпуск №2 в формате pdf можно здесь

P.S. Уважаемые читатели, я поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Удачи, здоровья и всех прочих благ! Надеюсь, что этот скромный труд будет Вам хорошим подарком.

Давно это было

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: